По общему правилу объектом обложения НДС признаются в том числе операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статьей 143 Налогового кодекса РФ не предусмотрены какие-либо исключения для некоммерческих организаций. Поэтому суд пришел к выводу, что бюджетные учреждения, входящие в состав некоммерческих организаций, также являются плательщиками НДС. Следовательно, обязаны исчислять и уплачивать НДС, формировать и сдавать отчетность.
А вот ссылки на нормы Бюджетного кодекса РФ, которые были приведены учреждением, отклонены судом как не относящиеся к существу рассматриваемого спора.
Так, например, статья 42 Бюджетного кодекса РФ определяет, какие виды доходов относятся к доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (причем пункта 2 в данной статье нет вовсе). А статья 242 Бюджетного кодекса РФ содержит предписания органам Федерального казначейства по распределению поступлений отчетного финансового года между бюджетами. То есть данные нормы к системе налогообложения никак не относятся.
Дополнительно отметим, что в постановлении от 22 июня 2009 г. № 10-П Конституционный суд отметил следующее. Если учреждение ведет помимо основной (бюджетной) деятельности еще и коммерческую, то, согласно положениям Налогового кодекса РФ, оно признается плательщиком налога на прибыль.
И хотя поступления от оказания платных услуг действительно причисляют к неналоговым доходам бюджета, таковыми они считаются только после уплаты соответствующих налогов и сборов, предусмотренных законодательством (п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ). Об этом также следует помнить.
Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №6, июнь 2010 г.
Начать дискуссию