Интервью

Скромные, ненавязчивые госуслуги

Правительство взяло курс на ограничение аппетитов государственных организаций, кормящихся вокруг выдачи разрешительных документов. В нынешнем году должны быть утверждены предельные расценки на проведение платных экспертиз.
Скромные, ненавязчивые госуслуги
Людмила Солонцова, начальник управления административной реформы и контроля платных госуслуг ФАС России. Фото Сергея Васильева, ИА "Клерк.Ру".

Правительство взяло курс на ограничение аппетитов государственных организаций, кормящихся вокруг выдачи разрешительных документов. В нынешнем году должны быть утверждены предельные расценки на проведение платных экспертиз. И бизнес может сам помочь себе, сотрудничая с антимонопольной службой на этапе разработки методики их расчетов. О том, как это можно сделать, корреспонденту Клерк.Ру Сергею Васильеву рассказала начальник управления административной реформы и контроля платных госуслуг ФАС России Людмила Солонцова.

Людмила Викторовна, 6 мая Владимир Путин подписал постановление правительства №352 с громоздким названием "Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание". Что это значит для бизнеса?

Это означает, что правительство закрепило закрытый перечень так называемых сопутствующих услуг – то есть платных экспертиз, которые необходимы предпринимателю для получения того или иного разрешения или лицензии. В списке 29 позиций, а значит, от заявителя не имеют права требовать никаких сопутствующих услуг,  в него не включенных .  А если требуют – обращайтесь в ФАС. Только нужно сделать важное уточнение:  ФАС ответственна за состояние конкуренции на рынках, поэтому не имеет полномочий рассматривать обращения граждан, если они обратились за услугами для своих нужд. К примеру, для получения паспорта, прохождения медосмотра или техосмотра транспортного средства.

А почему услуг всего 29? Ведь ведомств у нас больше восьмидесяти.

Это связано с тем, что результаты, например, медицинского освидетельствования или госэкспертизы проектной документации могут потребоваться разным службам, потому и количество услуг в перечне меньше. Хочу подчеркнуть – речь идет не о самих госуслугах, а о сопутствующих им. То есть предварительной стадии на пути к получению нужной государственной  бумаги – лицензии, разрешения, согласования.

По поручению правительства через три месяца должны быть утверждены и методики расчета платы за эти услуги. Вопрос с методиками сложный, будем стараться успеть, а там время покажет.

В чем же проблема?

Все прекрасно знают, что сегодня проведение экспертиз – это весьма прибыльный бизнес. Все уполномоченные на то организации имеют статус некоммерческих, то есть в теории перед ними не стоит цель получать прибыль. Но закон разрешает им зарабатывать деньги, а практика показывает, что они своего, конечно, не упускают. Сейчас как ситуация выглядит? Где требуется одно измерение, там и десять, где одна справка, там и пять. В отличие от госструктур, подчиняющихся административным регламентам, такие организации не скованы обязанностью выполнять свои функции в определенный срок. И получаемую прибыль до последних пор они не перечисляли государству, а оставляли себе. Если присмотреться, в структуре бюджета прибыли от использования государственного имущества немного.

Хотя будущие методики расчета и должны быть согласованы с ФАС, Минэкономразвития и утверждены в Минюсте, но, к сожалению, прейскуранты на свои услуги ФГУ и ГУПы будут утверждать сами, на основании методики, которую разрабатывают ведомства.  Единственная зацепка - плата за услугу не может быть больше максимального уровня, который будет указан в методике. И вот каким будет этот максимальный уровень, и предстоит выяснить путем долгих споров. Кроме того, способ проведения экспертизы может быть и просто визуальный, т.е. посмотрели, понюхали, а может проводится на дорогостоящем оборудовании с дорогими реагентами, что считать за максимум, еще предстоит уточнять.

Вот мы получили пример методики от одного ведомства – в расценки на работу выполняемую ГУП заложено 20% прибыли. А почему, собственно? О какой прибыли можно в этом случае вести речь? Что, ГУП, проводящий экспертизу, боролся за рынок, за своих клиентов? Ему потребителя и так обеспечили, он к нему придет,  никуда не денется. Наша позиция (надеемся, что Минфин и Минэкономики с ней согласятся) - расценки должны покрывать лишь действительные расходы на экспертизу. А вот они могут быть разными, хотя бы в зависимости от использованного при проведении экспертиз  оборудования.

В общем, ситуация пока что сложная и запутанная, но, мы надеемся, что она в любом случае движется к тому, что расценки на экспертизы станут прозрачнее. Когда будут утверждены методики, то на сайте госуслуг можно будет свериться и с конкретными цифрами и с требованиями о необходимости проведения конкретных экспертиз.

А пока что у меня к читателям Клерк.Ру есть большая просьба. Нам нужна обратная связь с бизнесом, антимонопольной службе нужно владеть реальной информацией о положении дел . Пожалуйста, пишите нам. Можно прямо на мой личный адрес – solon@fas.gov.ru. Дескать, мы раньше за проверку санэпидстанции или за экспертизу для лицензии платили тысячу рублей, а сегодня от нас требуют гораздо больше. Важно, чтобы вы указывали - в какой орган власти и для чего (лицензия, разрешение) вы обращались. Кто и куда, на какую экспертизу вас направил и, конечно же, сколько это стоило. Без обратной связи с бизнесом мы не всегда можем корректировать свои действия, потому что не всегда понимаем, к чему это приведет. Боитесь огласки – пишите анонимно, из интернет-кафе.

Вы вспомнили об административных регламентах. Действительно считаете их «конкурентным преимуществом»?

Я не очень понимаю, что такое конкурентное преимущество применительно к АР. Но считаю, что документ этот полезен. Административные регламенты – такие путеводители по государственной услуге. Сейчас уже все органы исполнительной власти завершают составление своих регламентов, в которых расписано, в течение какого времени должна оказываться госуслуга. Час, полчаса, день – по-разному.

Я вам могу рассказать историю из нашего опыта. Одна наша сотрудница оформляла документы по получению прав собственности на жилье. И примерно в четыре часа дня девушка в окошке, как это водится, заявила: мол, пять человек из очереди могут остаться, а остальные – приходите завтра. Это при том, что и окошко-то работало только одно из всех. Но сотрудница наша – человек подкованный, подошла к информационном стенду, прочитала вывешенный текст регламента, после чего настоятельно обратила на него внимание начальника. В результате всех, кто был в зале, приняли в тот же день. По факту нарушения регламента вы можете подать на госорган в суд. С нами и самими порой судятся, когда нарушаем сроки рассмотрения заявлений.

В июле, как известно, стартует система электронного обмена данными между ведомствами. Обещано, что у заявителей теперь не будут требовать бумажные копии документов, если ведомство само может запросить их электронные версии. Как Вы считаете, отразится ли это на стоимости услуг для граждан?

В будущем – да. Однако ожидать, что по щелчку выключателя документооборот моментально станет электронным, тоже не стоит. Например, уставные документы, которые до сих пор неизменно представлялись предпринимателями в распечатанном виде и с заверением нотариуса, с июля в принципе должны пересылаться между ведомствами в электронном виде. Но нетрудно себе представить, что уставы, зарегистрированные в Регистрационной палате ранее какого-то года, окажутся еще не введенными в электронный формат. Надо быть реалистами: обкатка системы потребует еще немало времени.

Начать дискуссию

ОСАГО

Как страховые компании манипулируют с ОСАГО + каско

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова выявила недобросовестные практики по смешиванию договоров ОСАГО и каско.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтеры обсуждают «отмазки» от ведения кадров и воинского учета. 👩‍💼«Ночной бухгалтер» № 1681

Бухгалтерам нередко навязывают дополнительные обязанности, вроде ведения воинского учета. Клиенты и руководители понимают только слово «учет» и не вникают в специфику. Как отказаться от ненужных забот или... подзаработать на этом.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Акции «Яндекса» начнут продаваться на Мосбирже с 10 июля

Ценные бумаги МКПАО «Яндекс» допустят к торгам с 8 июля, а 10 июля Мосбиржа проведет делистинг акций нидерландской компании Yandex N.V.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Неожиданно: отпуск может официально длиться несколько часов

Роструд разъяснил возможность предоставления по ТК отпуска без сохранения заработной платы на несколько часов.

Кадры

Названы регионы — лидеры по числу сезонных вакансий

Весной работодатели разместили более 14 тысяч различных предложений трудоустройства и вакансий с сезонной занятостью на портале «Работа России».

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании

После отчётной кампании проверяющие могут потребовать дать пояснение. У них могут появиться любые вопросы, и, возможно, на них придётся отвечать. А от ответов будет зависеть исход отчётного периода. Разбираемся на практике и примерах, как составлять пояснения.

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Антон Силуанов остался министром финансов

Силуанов возглавляет Минфин с 16 декабря 2011 года.

ОСАГО

Автоюристам могут сократить поле для деятельности

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова на конференции «Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании» предложила меры по снижению случаев вовлечения автоюристов в урегулирование споров по ОСАГО.

НДФЛ

Стало известно, когда налоговые вычеты станут автоматическими

Для получения вычетов по НДФЛ больше не понадобится собирать справки и другие подтверждающие документы. Налоговая с 2026 года сама рассчитает размер вычета и автоматически переведет нужную сумму.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Вышла новая версия нейросети GPT-4o, депутаты подрались в парламенте Грузии, а Почта России быстрее отправляет посылки

Подготовили обзор главных событий дня — 14 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Счетная палата: компании задолжали больше 30 млрд рублей по земельному налогу

Главной проблемой для аудиторов стали земельные участки, которые принадлежат фирмам, исключенным из ЕГРЮЛ.

Криптовалюта

Криптообменники в Москва Сити: где обменять криптовалюту на наличные рубли

Международный деловой центр «Москва-Сити», расположенный на Пресненской набережной, объединяет в себе зоны отдыха и деловой активности, и именно здесь расположено большинство офисов, в которых можно обменять крипту на наличные, и наоборот.

Криптообменники в Москва Сити: где обменять криптовалюту на наличные рубли
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Трудовые отношения

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры

При приеме на работу все существенные условия, на которых человек будет трудиться, указывают в трудовом договоре. В процессе работы может возникнуть необходимость их изменить. Разберем, какие условия можно скорректировать, как корректно оформить дополнительное соглашение к трудовому договору.

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры

Госдума готовит закон о маркировке контента от нейросетей

Изображения, тексты, аудио и видео, созданные искусственным интеллектом, могут ввести пользователей в заблуждение. Поэтому депутаты предложили маркировать сгенерированный контент. А если он будет распространяться без маркировки, то материалы заблокируют.

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно

Раньше выпустить квалифицированную электронную подпись удаленно могли только те, у кого был действующий сертификат ЭП. Теперь такая услуга стала доступна новым пользователям — подтвердить свою личность удаленно можно с помощью государственной Единой биометрической системы (ЕБС).

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно
Зарплата

В 2025 году бюджетникам будут платить по-новому. Минтруд запустит пилотный проект

Чтобы фиксированные выплаты бюджетникам были не ниже МРОТ, Минтруд запустит пилотный проект с новой системой оплаты труда. В первую очередь изменения затронут работников из сферы образования и здравоохранения.

Как работодателю законно отказаться от обучения по охране труда

Абсолютно все работодатели обязаны организовать и провести обучение своих работников по охране труда. Это реализуется посредством внутреннего и внешнего обучения, инструктажей нескольких видов и стажировки на рабочем месте.

Как работодателю законно отказаться 
от обучения по охране труда
Интернет и IT

💡 Большинство компаний из электронной коммерции пользуются искусственным интеллектом. Но не все технологии приживутся, говорит эксперт

Представители сферы e-commerce инвестируют в новые технологии на базе искусственного интеллекта примерно 5% бюджета.

Цифра дня. Про мотивацию

Самым эффективным способом мотивации сотрудников работодатели считают регулярный пересмотр зарплаты.

Цифра дня. Про мотивацию

Интересные материалы

Над чем будет работать Минтруд ближайшие 6 лет: программа

Антон Котяков выступил перед депутатами Госдумы и представил программу работы Минтруда на ближайшие 6 лет, до 2030 года.