Первичные документы

Кому без бухгалтера будет жить хорошо? Позиция Минфина

В учреждениях бюджетной сферы в состав комиссии по поступлению и выбытию активов и инвентаризационной комиссии бухгалтера включать не обязательно. Такое мнение высказал Минфин в своих недавних письмах. Однако Методические рекомендации Минфина по первичке говорят о другом. Так нужно ли бухгалтера включать в состав комиссий?
2,6 тыс.
Кому без бухгалтера будет жить хорошо? Позиция Минфина

Письма Минфина

Нормативные правовые акты не содержат требования о включении бухгалтеров в состав комиссии ПВА и инвентаризационной комиссии. Об этом Минфин сообщил в своих письмах:

  • от 12.05.2023 № 02-06-05/43434;

  • от 14.04.2023 № 02-06-05/33795.

И действительно в Инструкции № 157н, Стандарте «Основные средства» (утв. приказом Минфина от 31.12.2016 № 257н) нет указаний об обязательном включении бухгалтеров в процесс признания (поступления) и прекращения признания (выбытия) материальных ценностей критериям основного средства. В письме от 12.05.2023 № 02-06-05/43434 Минфин отметил, что члены комиссии ПВА должны обладать знаниями (навыками), позволяющими оценить наличие (отсутствие) условий, соответствующих критериям признания объектов основных средств или критериям прекращения признания объектов основных средств.

В частности, к таким лицам относятся сотрудники, обеспечивающие:

  • надлежащее содержание имущества;

  • эксплуатацию имущества;

  • оценку технического состояния имущества;

  • иные обязанности и навыки, направленные на обеспечение использования имущества в деятельности организации.

А действующие нормативные правовые акты, регламентирующие проведение инвентаризации (например, стандарт «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н и Стандарт «Учетная политика», утв. приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н) также не содержат требований об обязательном наличии в составе инвентаризационной комиссии бухгалтера.

Откуда же повелось включать бухгалтеров состав этих комиссий? А все началось с Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина от 13.06.1995 № 49), которые теперь не являются нормативным правовым документом, применяемым организациями госсектора для проведения инвентаризации.

Означает ли все это, что раз нет нормативных оснований для участия в этих комиссиях, то могут ли бухгалтеры расслабиться и заняться более интересными делами? Нет, не могут.

 Методические рекомендации

Во-первых, письма Минфина не являются нормативными актами. Поэтому содержание писем финансового ведомства нужно принять к сведению и не более.

Во-вторых, Минфин своими приказами утвердил Методические рекомендации по применению первичных документов, которые являются нормативными документами, подлежащими обязательному исполнению. Речь о:

  • Методических указаниях по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета, утвержденных приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н;

  • Методических указаниях по формированию и применению унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, утвержденных приказом Минфина от 15.04.2021 № 61н.

Согласно этим Методическим рекомендациям в формах «бумажных» и электронных первичных документов необходимо указывать различные сведения об объектах бухгалтерского учета, номера счетов бухгалтерского учета, бухгалтерские записи, даты принятия (выбытия) объектов к учету и т.п.

Так комиссии ПВА для оформления, например, электронной формы «Решение о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441)» потребуется, в частности:

  • инвентарный, реестровый, заводской, иной (при наличии) соответственно признаваемого объекта нефинансового актива;

  • первоначальная стоимость объекта (группы объектов), балансовая (восстановительная) стоимость объекта;

  • фактический срок эксплуатации (месяцев) на дату принятия к учету и т.п.  в соответствии с первичными учетными документами, информации из Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031);

  • амортизационная группа, метод начисления амортизации, дата окончания амортизации, срок полезного использования, сумма начисленной амортизации соответственно;

  • сумма начисленного обесценения на дату признания объекта (при наличии).

Всю эту информацию можно взять только из регистров бухучета. И представить ее может только бухгалтер.

В электронной форме «Решение о проведении инвентаризации (код формы 0510439)» необходимо указать не только состав инвентаризационной комиссии, но и учетную информацию (например, номера счетов синтетического учета, правильное наименование объектов учета и т.д.), которая затем будет автоматически отражаться в документах, сформированных в ходе проведения инвентаризации (инвентаризационных описях (сличительных ведомостях), ведомостях расхождений, актах о результатах инвентаризации, иных первичных учетных документах и регистрах бухгалтерского учета, формируемых в ходе и (или) по итогам инвентаризации). Представить такую информацию для создания Решения ф. 0510439 может также только бухгалтер.

Методические рекомендации предполагают, что оформлением всех первичных документов будет заниматься ответственный исполнитель из состава членов комиссии. Но если такой «ответственный исполнитель» не будет работником бухгалтерии, то ему все равно придется идти на поклон в бухгалтерию, чтобы получить необходимую информацию.

И получается, что работники бухгалтерии в любом случае будут вовлечены в деятельность как комиссии ПВА, так и инвентаризационной комиссии.

Кому решать?

Минфин в письме от 12.05.2023 № 02-06-05/43434 напомнил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона № 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта. Поэтому руководитель учреждения и будет решать: включать бухгалтеров в состав комиссии ПВА и инвентаризационной комиссии или нет. Свое решение ему нужно будет отразить в учетной политике учреждения.

Руководитель, может и не включать в состав этих комиссий бухгалтеров, но тогда он должен быть уверен, что остальные члены комиссии обладают необходимыми знаниями и навыками не только в отношении имущества учреждения, но и в формировании первичных учетных документов и бухгалтерском учете.

А что делать руководителю, если в учреждении нет бухгалтерии, где взять бухгалтера? Но это вряд ли… Такое может присниться руководителю только в самом страшном сне.

Комментарии

ヽ( ゚ ∀ ゚ )ノ
Вот это удача! Да это же отличный шанс стать первым, кто !
    Упс, комментировать могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, .
    Онлайн-кассы

    Все, что вам обязательно нужно знать об онлайн-кассах, чеках и исправлении ошибок в них. Обзор лучших инструкций на «Клерке»

    Проблемы с чеками и работа без онлайн-кассы приводят к серьезным штрафам для бизнеса и головной боли бухгалтера. На «Клерке» есть много полезных инструкций, которые помогут вам не попасть в число нарушителей 54-ФЗ. Собрали подборку таких материалов, чтобы вы работали без ошибок и знали как их исправить без негативных последствий. Пользуйтесь.

    Все, что вам обязательно нужно знать об онлайн-кассах, чеках и исправлении ошибок в них. Обзор лучших инструкций на «Клерке»
    Бесплатно с ПСН

    Как подать заявление на патент для ИП в 2024 году

    Работа с применением патентной системы налогообложения снижает налоговую нагрузку и освобождает предпринимателей от ряда обязанностей. Рассказываем, как перейти на ПСН в 2024 году.

    Как подать заявление на патент для ИП в 2024 году
    1
    4,2 тыс.

    Мероприятия

    Актуальные мероприятия для бухгалтеров Добавить мероприятие

    В Европе появляется централизованный фильтр трансграничных переводов

    Swift объединяет локальные системы мгновенных платежей, чтобы обеспечить бесперебойную обработку, прозрачность и сквозное отслеживание операций.

    Россияне стали отправлять гораздо меньше денег за рубеж

    В течение года объём трансграничных переводов планомерно сокращался и по итогу третьего квартала достиг 718 млрд рублей (оценка ЦБ).

    Бухгалтеры

    🎉Такое нельзя пропустить! Бухгалтерская подписка Клерк.Премиум по суперцене только в декабре

    Мы запускаем новые тарифы на месячную и годовую подписку для любимых бухгалтеров.

    2 тыс.

    Возврат излишне взысканного при положительном сальдо на Едином налоговом счете

    Продолжим тему зачета и возврата при положительном сальдо на Едином налоговом счете и сегодня рассмотрим условия для возврата излишне взысканного.

    Возврат излишне взысканного при положительном сальдо на Едином налоговом счете

    Как я заработал 500 000 рублей, сделав доступ к ChatGPT. Мои 6 выводов по итогу проекта

    Пишу в продолжение прошлой статьи "Как я заработал 500 000 рублей, сделав доступ к ChatGPT. А потом Яндекс убил SEO и всё (почти) закончилось". В прошлый раз я рассказывал о запуске проекта на базе ChatGPT, а сейчас будут выводы и мысли, к которым я пришёл по ходу разработки проекта.

    Как я заработал 500 000 рублей, сделав доступ к ChatGPT. Мои 6 выводов по итогу проекта
    Новые видео от экспертов каждый день

    Как отказаться от статуса ИП?

    Добрый день, уважаемые коллеги и эксперты. Я ИП на НПД. Хотела бы отказаться от статуса ИП и остаться на НПД, как самозанятый физик. Чтобы это сделать, мне необходимо всего лишь подать заявление о прекращении деятельности как ИП, и все? Я уже не буду ИП, а буду только самозанятой, верно ли понимаю? Благодарю за ответы и ваше внимание.

    Опубликуется 02.12.23 в 15:06

    Как в 1С:ЗУП проверить право сотрудника на отпуск

    Если у работника нет права на дополнительный отпуск, программа выдаст ошибку и автоматически пришлет уведомление: «Вид отпуска не назначен сотруднику».

    Опубликуется 02.12.23 в 14:06
    Больничные

    Когда при расчете больничного возможна замена лет

    Для расчета больничных, декретных и пособия по уходу за ребенком учитывают заработок за 2 предыдущих года. Но иногда эти 2 года (или какой-то один из них) можно заменить на другие.

    Обзоры для бухгалтера

    🐾 Бухгалтеры получили второе ЕНП-уведомление на НДФЛ, новые строки в справке о ЕНС, новый кассовый документ. Топ новостей за неделю

    Мы собрали для вас самые важные новости уходящей недели, которые вы могли пропустить.

    Самозанятые

    👌Что вы обязательно должны знать о самозанятых. Лучшие инструкции и чек-листы

    9 млн самозанятых зарегистрированы в РФ. Они заработали триллионы (!) рублей и сформировали 1,6 млрд чеков. Но для их заказчиков важно, чтобы работа с самозанятыми была простой и выгодной, а расходы можно было учесть для уменьшения налогов. Чтобы вы получали только плюсы от сотрудничества с внештатниками, а не проблемы с налоговой, мы создали этот дайджест.

    Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
    215
    Опубликуется 02.12.23 в 12:02
    Трудовые отношения

    Работодателям продолжат компенсировать затраты по трудоустройству в 2024 году

    Государство частично возместит расходы работодателей на создание рабочих мест и трудоустройство кандидатов, которые ищут работу с помощью биржи.

    ФСБУ

    Изменится порядок бухгалтерского учета капитальных вложений. ФСБУ 26/2020 «Капвложения»

    С отчетности за 2024 год изменен состав капвложений и уточнили порядок их учета.

    Изменится порядок бухгалтерского учета капитальных вложений. ФСБУ 26/2020 «Капвложения»
    Опубликуется 02.12.23 в 11:01
    Пользователи интернета

    «ВКонтакте» адаптировала социальную сеть для людей с нарушением зрения

    В интерфейсе мобильного приложения «ВКонтакте», в VK ID и в VK звонках появилась озвучка.

    Как к нам попал больничный лист?

    Добрый день! Сотрудник недавно устроился по внешнему совместительству. Сегодня пришел больничный, но мы даже не успели ещё подать сведения о застрахованном, отправляла по ней только ЕФС-1 о приеме.

    Меньше половины банков соблюдают требования о сборе и обработке персональных данных

    162 банка игнорируют требования конфиденциальности при работе с личными данными клиентов. Роскомнадзор направил организациям 4 тысячи требований привести политику конфиденциальности в соответствие с законом.

    Бухгалтеры

    🎇Не пропустите! Бухгалтерская подписка Клерк.Премиум по суперцене только в декабре

    Мы запускаем новые тарифы на месячную и годовую подписку для любимых бухгалтеров.

    🎇Не пропустите! Бухгалтерская подписка Клерк.Премиум по суперцене только в декабре

    Надо ли указывать, за какой период выплачиваются дивиденды?

    Здравствуйте. Прочитала все, что можно, про дивиденды, но никак не выстроить четкое понимание о порядке выплат. Если, например, исходные данные такие: 2020 год — чп 1240 т.р. 2021 год — убыток 300 т.р 2022 год — чп 2600 т.р Всего за время деятельности ООО на 84 счете 21000 т.р.

    Инвестиции

    Современное коммерческое IPO. Совкомбанк выходит на биржу со второй попытки, чтобы сделать историю роста

    Еще не стихли разговоры о прошедших IPO Евротранса и Южуралзолота, а 15 декабря на Мосбирже появится ещё одна компания, да не какая-то, а самый настоящий системно значимый частный банк. Банки не появлялись на бирже с 2015 года, ну вот и время пришло.

    Современное коммерческое IPO. Совкомбанк выходит на биржу со второй попытки, чтобы сделать историю роста