Бухгалтерский учет

Бухгалтерский и налоговый учет у франчайзера: раскладываем по полочкам

Франчайзинг на сегодняшний день — одна из самых распространённых форм расширения бизнеса. Как в рамках одно региона, так и в рамках всей страны, и даже всего мира. Рассказываем про основы учета в таком бизнесе.
Бухгалтерский и налоговый учет у франчайзера: раскладываем по полочкам
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Франчайзинг на сегодняшний день — одна из самых распространённых форм расширения бизнеса. Как в рамках одно региона, так и в рамках всей страны, и даже всего мира.

По франшизе работают McDonald’s, Пятёрочка, Перекрёсток, Zara, Befree, H&M. Увеличивают количество точек с помощью этого инструмента Билайн, Лукойл и многие другие.

Рассказываем про основы бухгалтерского и налогового учета у франчайзера, если и вы теперь работаете в этой модели.

Схема взаимодействия франчайзинговых партнеров

Схема взаимодействия франчайзинговых партнеров проста.

Франчайзер — компания, создавшая успешный бизнес, раскрутившая торговую марку. Она передает по договору модель ведения дел в рамках заданных стандартов франчайзи — то есть покупателю франшизы.

Такой союз выгоден обоим: франчайзер получает доступ к новым каналам сбыта и вознаграждение, а франчайзи входит на этот рынок без особых проблем, уже на старте имея отстроенные бизнес-процессы и готовый портфель лояльных потребителей.

В сфере торговли используются два различных по принципам организации варианта: товарный франчайзинг и франчайзинг бизнес-формата.

Товарный франчайзинг

Участниками этой модели обычно являются производители и оптовые компании.

Суть в том, что франчайзи становится единственным продавцом некого товара на закрепленной территории и эксклюзивным представителем торговой марки франчайзера.

Основным условием товарного франчайзинга является то, что франчайзи обязуется закупать продукцию только у своего франчайзера и полностью отказывается от реализации аналогичных товаров фирм-конкурентов.

Жестких требований по организации бизнеса, как правило, не выдвигается. Франчайзи получают самые общие рекомендации по оформлению магазина, наружной рекламы и выкладке товара.

Франчайзинг бизнес-формата

Франчайзинг бизнес-формата используется для развития продовольственной сетевой розницы. Так развиваются известные сети гипермаркетов. Отличительной особенностью этой модели является высокая стандартизация и регламентация всех операций — начиная с поиска места под магазин и заканчивая описаниями рабочих процессов (открытие магазина, зонирование, размещение, расстановка оборудования, действия персонала при возникновении проблем, товародвижение, складирование, мотивация персонала и т.д.).

На практике нередко предложения франчайзера — это «два в одном»: одновременно и товарный франчайзинг, и франчайзинг бизнес-формата.

Типичный франшизный пакет

Типичный франшизный пакет в секторе торговли состоит из:

  • договора коммерческой концессии, предусматривающего передачу права использования товарного знака, знака обслуживания, коммерческого обозначения и секрета производства (ноу-хау);
  • стандартов сетевого магазина. Сюда включают требования к месторасположению будущего магазина, его площади и коммуникационным характеристикам, к технологическому оборудованию, дизайну и оборудованию помещений, персоналу (квалификация, внешний вид, тендерный состав и иное);
  • руководства (инструкции) по осуществлению операций. Как правило, руководство или инструкции определяют алгоритм действий и правила работы франчайзи в области общего управления магазином, необходимой отчетности, финансового и бухгалтерского учета, маркетинга и рекламы, стандартов обслуживания клиентов, политики найма и мотивации сотрудников.

Действующее законодательство о франчайзинге

Такого понятия, как «франчайзинг», в российском законодательстве... нет.

На практике правообладатели используют разные юридические формы: агентские или лицензионные соглашения, договоры поставки.

Поэтому сегодня единственный формат, юридически идентичный договору франчайзинга за пределами РФ, — это договор коммерческой концессии, условия и порядок заключения которого регулируются гл. 54 ГК РФ.

Итак, по договору коммерческой концессии одна сторона (франчайзер) за вознаграждение предоставляет другой (франчайзи) возможность использовать в предпринимательской деятельности принадлежащие ей исключительные права на товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение, секрет производства и др. (п. 1 ст. 1027 ГК).

При этом подобное соглашение предусматривает использование фирмой комплекса полученных прав, а также деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя.

Обратите внимание, что договор франчайзинга обязательно должен быть заключен в письменном виде и зарегистрирован в Роспатенте (ст. 1028 ГК, п. 5.2 Положения, утв. постановлением правительства от 16 июня 2004 г. № 299). В случае несоблюдения любого из этих требований соглашение считается ничтожным.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса госпошлина за регистрацию договоров коммерческой концессии составляет 1000 рублей за каждый контракт. Кто должен ее оплатить — франчайзер или франчайзи — обычно заранее прописывается в соглашении.

Стоимость франшизы

Совокупность платежей франчайзеру за право работать в конкретной сети называют стоимостью франшизы. Обычно она в договоре разделяется на разовый (паушальный платеж) и периодический платежи, но может быть установлен и лишь один из этих видов «расплаты».

При этом суммы периодических платежей могут быть выражены как в фиксированном размере, так и в иной форме, например в виде процента от выручки.

Договор коммерческой концессии должен содержать конкретные условия определения и выплаты вознаграждения правообладателю.

Так, в статье 1030 ГК РФ указаны некоторые возможные формы такого вознаграждения:

  • фиксированный разовый платеж (паушальный);
  • периодические платежи (роялти);
  • наценка на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи. По данной схеме франчайзер периодически реализует франчайзи товары по ценам, превышающим цену закупки у поставщика. Сумма превышения и составляет вознаграждение франчайзера;
  • отчисления от выручки. Считается, что это наиболее выгодный вариант для франчайзера. Однако для его реализации франчайзеру потребуется построить систему, позволяющую контролировать продажи своих партнеров.

Обязанности франчайзера

Согласно ст. 1031 ГК РФ франчайзер обязан:

  • предоставить пользователю техническую и коммерческую документацию и иную информацию, необходимую для осуществления переданных ему прав;
  • инструктировать франчайзи и его работников по вопросам, связанным с использованием комплекса исключительных прав.

Кроме того, если в договоре не предусмотрено иное, он:

  • отвечает за государственную регистрацию договора;
  • оказывает партнеру постоянное техническое и консультативное содействие, включая помощь в обучении и повышении квалификации его работников;
  • контролирует качество услуг, выполняемых на основании договора (почти все франчайзеры практикуют ежемесячные выезды в магазины и проверки предлагаемого ассортимента, при обнаружении на полках магазинов товаров конкурентов на франчайзи налагается предусмотренный договором штраф).

Преимущества для франчайзера

Франчайзер стремится обеспечить развитие своего бизнеса наибольшими ресурсами, в том числе это касается и вопросов поставки.

Для франчайзера преимущества заключены в нескольких аспектах.

  1. Рост бизнеса не требует усложнения менеджмента. Функции региональных менеджеров выполняют бизнес-партнеры, которые мотивированы не только высоким доходом, но и несут часть бизнес-рисков, это упрощает администрирование для франчайзера.
  2. Снижается потребность в капитале. Каждый франчайзи самостоятельно несет затраты на подбор и обучение персонала, контроль качества, рекламу, покупку оборудования и расходных материалов. Совокупно это существенные бесплатные вложения в инфраструктуру бизнеса правообладателя.
  3. Помимо платы за франшизу вполне возможен рост продаж ключевой продукции, так как франчайзи обязаны покупать определенные договором партии товара, расходных материалов или иной продукции/услуг. Стабильный доход позволяет планировать его на будущее, а значит, планировать развитие новых направлений.
  4. Реклама. Развитие франчайзинговой сети является отличной рекламой бренда, не требующей специальных финансовых вложений.

Бухгалтерский учет

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации и нематериальные активы

Особенности учетных записей, производимых в рамках договора коммерческой концессии, определяет тот факт, что к пользователю не переходят исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, он получает только право использовать их определенным образом.

Бухгалтерский учет операций по договору коммерческой концессии регулируется п. п. 37 — 39 ПБУ 14/2007 (Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н).

Пункт 38 данного Положения говорит о том, что НМА, предоставленные правообладателем (лицензиаром) в пользование (при сохранении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации), не списываются и подлежат обособленному отражению в бухгалтерском учете у правообладателя (лицензиара). Начисление амортизации по НМА, предоставленным в пользование, производится правообладателем (лицензиаром).

Таким образом:

  • В учете франчайзера исключительные права признаются в качестве нематериальных активов при выполнении условий, установленных пунктом 3 ПБУ 14/2007.
  • Эти активы не подлежат списанию и продолжают амортизироваться.
  • Их следует отображать в учете обособленно, открыв отдельный субсчет к счету 04 «Нематериальные активы».

Амортизация по НМА

В подавляющем большинстве случаев франчайзер использует данные НМА и в своей деятельности тоже.

Соответственно, сумма амортизации по НМА представляет собой одновременно и расход по обычным видам деятельности, и прочий расход (п. п. 5, 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Некоторые эксперты считают, что в таком случае для выполнения требований п. 21 ПБУ 10/99 «Расходы организации» предприятию необходимо самостоятельно закрепить в учетной политике порядок распределения расходов в виде амортизационных отчислений между расходами по обычным видам деятельности и прочими расходами. Например, пропорционально соотношению выручки от реализации продукции и признанного прочего дохода в виде вознаграждения франчайзеру.

Однако, на наш взгляд, вся ежемесячная сумма амортизационных отчислений в данном случае может быть признана расходом по обычным видам деятельности.

Во-первых, франчайзер продолжает использовать НМА в своей деятельности, во-вторых, передача права использования товарного знака франчайзи не влечет дополнительных расходов в виде амортизации, обусловливающих получение дохода по договору с франчайзи (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Расходы по регистрации договора коммерческой концессии

Расходы по регистрации договора коммерческой концессии, когда это не является предметом деятельности организации, признаются прочими расходами на основании п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» как расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности.

В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы организации признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

Расходы по регистрации производятся единовременно, но относятся ко всему сроку действия договора коммерческой концессии.

Вознаграждение франчайзера

Согласно п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации» поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, когда это не является предметом деятельности организации, признаются прочими доходами с учетом условий п. п. 12, 15 ПБУ 9/99 «Доходы организации».

Таким образом, все полученное по договору вознаграждение франчайзера признается прочим доходом.

Периодические платежи (роялти) признаются в том отчетном периоде, в котором были произведены.

Разовый (паушальный) платеж по договору следует учесть в составе кредиторской задолженности на счете 76 с последующим списанием на прочие доходы организации-правообладателя равномерно в течение срока действия договора (Инструкция по применению Плана счетов). Если срок договором не установлен — в течение пяти лет.

Налоговый учет

Доходы правообладателя

Доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, относятся к внереализационным доходам на основании п. 5 ст. 250 НК РФ.

Если деятельность по договору коммерческой концессии является для правообладателя основной, то вознаграждение он отражает в составе доходов от реализации, в противном случае — в составе внереализационных доходов.

При выборе варианта организация должна учитывать частоту операций, их объем и другие показатели своей деятельности.

Согласно п. 1 ст. 271 НК РФ при методе начисления доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.

В соответствии с пп. 3 п. 4 ст. 271 для доходов в виде лицензионных платежей (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности датой получения дохода признается дата осуществления расчетов по условиям заключенных договоров или предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.

Датой признания доходов будет являться:

  • для роялти в виде фиксированной суммы — дата начисления платежа согласно договору;
  • для роялти в виде отчислений от выручки или прибыли — последнее число каждого месяца или квартала либо дата получения от пользователя документов, позволяющих определить размер вознаграждения.

Доход в виде разового, паушального платежа признается на основании п. 2 ст. 271 НК РФ с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

При получении вознаграждения от пользователя в виде аванса данная сумма не признается доходом до оказания услуг, в счет которых перечислена предоплата (пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Правообладатель может оказывать пользователю дополнительные услуги (например, связанные с обучением персонала). Если стоимость таких услуг выделена в договоре отдельной строкой, то плата за них включается в состав доходов от реализации услуг.

Расходы правообладателя

Правообладатель по общему правилу несет расходы на регистрацию договора:

  • на уплату патентной пошлины;
  • на уплату вознаграждения патентного поверенного (если организация не занималась регистрацией самостоятельно, а воспользовалась его услугами).

Расходы на регистрацию учитываются в составе прочих, если коммерческая концессия является для правообладателя основным видом деятельности (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), если не основным — в составе внереализационных расходов (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Данные расходы признаются единовременно (п. 1 ст. 272 НК РФ):

  • сумма госпошлины учитывается в периоде ее начисления;
  • вознаграждение патентного поверенного — в периоде, когда его услуги считаются оказанными.

Государственная пошлина должна быть уплачена и, соответственно, начислена до регистрации договора франчайзинга — в противном случае его не примут на регистрацию.

Второй вид расхода — амортизация НМА. По договору коммерческой концессии пользователю передается лишь право на использование исключительных прав в отношении объектов интеллектуальной собственности.

Сами исключительные права остаются у правообладателя и числятся в его учете как нематериальные активы. Поэтому в течение всего срока действия договора правообладатель продолжает начислять амортизацию по этим активам.

Налог на добавленную стоимость

Для целей исчисления НДС деятельность франчайзера рассматривается как оказание услуг, поскольку услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, а также реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).

Следовательно, на сумму полученного вознаграждения франчайзер должен начислить НДС и выставить франчайзи надлежащим образом оформленный счет-фактуру:

  • на сумму паушального платежа — на дату вступления в силу договора франчайзинга;
  • на сумму роялти и иных периодических платежей по договору — на дату осуществления расчетов в соответствии с условиями договора.

Пример

В июле 2020 г. ООО — франчайзер заключило договор коммерческой концессии, по которому передало франчайзи права использования знака обслуживания сети супермаркетов, коммерческого обозначения Сети супермаркетов, системы информатизации (программного обеспечения) сети магазинов и ноу-хау, (выраженного в стандартах заведения и руководстве по ежедневному ведению дел в магазине).

Предоставление в пользование комплекса исключительных прав не является предметом деятельности правообладателя.

Передача всей необходимой документации производится в течение семи дней с момента получения свидетельства о регистрации договора в Роспатенте.

В июле 2020 г. ООО — франчайзер " подало документы на регистрацию договора в Роспатент, предварительно уплатив патентную пошлину за регистрацию в размере 1 000 руб.

Свидетельство о регистрации договора получено в августе 2020 года.

Договором предусмотрено комбинированное вознаграждение франчайзера:

-паушальный платеж, производимый в июле, в размере 600 000 руб. (без НДС); и

-роялти в размере 5% (без НДС) выручки франчайзи (без учета НДС) от использования комплекса исключительных прав франчайзера.

Роялти уплачиваются в последний день каждого месяца.

Договор заключен на 5 лет.

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений по знаку обслуживания — 15 000 руб., программного обеспечения — 10 000 руб.

Регистрацией договора занимался правообладатель, расходы на уплату госпошлины составили 1000 руб.

Сумма выручки (без учета НДС) франчайзи за август — 2 000 000 руб., соответственно, уплате подлежат роялти в сумме 100 000 руб.

В учете франчайзера должны быть сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В июле 2020 г.

Уплачена госпошлина за регистрацию договора в Роспатенте

68

51

1 000

Госпошлина учтена в составе расходов

91-2

68

1 000

Получен паушальный платеж от пользователя (600 000 руб. 600 000 руб. x 20%)

51

76

720 000

Начислен НДС на сумму паушального взноса

(600 000 руб. x 20%)

76

68/НДС

120 000

Начислена амортизация по знаку обслуживания и программному обеспечению

(15 000 10 000) руб.

44

05

25 000

В августе 2020 г.

Начислена амортизация по знаку обслуживания и программному обеспечению

(15 000 10 000) руб.

44

05

25 000

Признана в доходах часть паушального платежа

(600 000 руб. / 60 мес.)

76

91-1

10 000

Начислено ежемесячное вознаграждение (роялти)

(100 000 руб. 100 000 руб. x 20%)

76

91-1

120 000

Начислен НДС на роялти

(100 000 руб. x 20%)

91-2

68/НДС

20 000

Получены роялти

51

76

120 000

В налоговом учете франчайзера (правообладатель) ежемесячно начиная с августа 2020 года будет признавать в составе доходов от реализации:

— часть паушального платежа в размере 10 000 руб. ((720 000 руб. — 120 000 руб.) / 60 мес.);

— роялти в размере 100 000 руб. (120 000 — 20 000).

Пошлина, уплаченная за регистрацию договора франчайзинга, в размере 1 000 руб. будет единовременно учтена в составе прочих расходов в июле 2020 года.

Начать дискуссию

3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Платежные системы

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Мошенничество

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Собеседования

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Социальный вычет

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Криптовалюта

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Кадровый учет

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании
Социальный вычет

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

Маркетплейсы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.