Налоги, взносы, пошлины

Доставка сотрудников на работу: налоговая дилемма

Общеизвестно, что Налоговый кодекс выдвигает всего два условия для обоснованного признания транспортных затрат на доставку сотрудников до места работы и обратно. Однако на самом деле все не так просто. В недавно опубликованном письме представители Минфина решили уточнить отдельные вопросы учета таких операций. В результате проблема лишь обострилась.
3,5 тыс.

Общеизвестно, что Налоговый кодекс выдвигает всего два условия для обоснованного признания транспортных затрат на доставку сотрудников до места работы и обратно. Однако на самом деле все не так просто. В недавно  опубликованном письме представители Минфина решили уточнить отдельные вопросы учета таких операций. В результате проблема лишь обострилась.

К. Хетагуров, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Расходы на перевозку работников

Для того чтобы добраться до работы, сотрудникам порой приходится проделать очень непростой путь. Сделать по пути на работу несколько пересадок – это еще полбеды. А если общественный транспорт вообще не ходит до места службы? В любом случае действия руководителя, который заботиться о том, чтобы снять транспортную проблему имеющуюся у работников, понять можно. Организуя доставку своих подчиненных, он может рассчитывать на их большую производительность. Очевидно, что при этом у организации возникнут дополнительные расходы, которые, ко всему прочему, имеют свою специфику отражения в налоговом учете.

Законодательство содержит всего два условия, которые позволяют предприятию включить затраты на перевозку персонала в расходы, уменьшающие прибыль. Во-первых – если доставка вызвана «технологическими особенностями», то есть когда отсутствуют городские маршруты, на которых можно было бы добраться к месту службы, и работник может попасть на производство только с помощью специального транспорта (письмо Минфина от 5 июля 2005 г. № 03-03-04/1/54). И второе – когда обязанность фирмы организовать перевозки прописана в трудовых или коллективных договорах. Что интересно, Налоговый кодекс вовсе не требует соблюдения обоих требований одновременно. Однако сотрудники финансового ведомства придерживаются прямо противоположной точки зрения, утверждая, что учесть в налоговых расходах затраты на перевозку можно лишь при выполнении сразу и первого и второго условия (письмо Минфина от 4 декабря 2006 г. № 03-03-05/21). Причем данное мнение чиновники высказывали и ранее (письмо Минфина от 11 мая 2006 г. № 03-03-04/1/435).

Дабы избежать конфликтов с инспекторами и судебных издержек, эксперты журнала «Нормативные акты для бухгалтера» советуют «прописать» перевозки в трудовых (коллективных) договорах, а также обосновать необходимость в них «технологическими особенностями». Это можно сделать с помощью следующих документов:

– графика работы компании по сменам (это необходимо, если фирма работает в то время, когда общественный транспорт не ходит);

– выписки о расписании маршрутов;

– приказа руководителя об организации доставки работников и т.п.

А в подтверждение понесенных затрат фирме надо оформить:

– договор с транспортной компанией;

– приказ руководителя с указанием ответственного за перевозку (если она организована собственными силами фирмы).

Обратите внимание: по мнению Минфина, любые перевозки сотрудников в черте города облагаемую прибыль не уменьшают. Тот факт, что данная обязанность предусмотрена трудовым договором и «технологическими особенностями», значения не имеет (письмо Минфина от 4 декабря 2006 г. № 03-03-05/21).

Налоги с «доходов» сотрудников

Налоговики, как правило, считают, что доставку персонала на рабочие места следует расценивать как дополнительный доход сотрудников со всеми вытекающими отсюда последствиями. В частности, фирма должна начислять на него единый социальный налог. Однако слепо исполнять требования инспекторов нужно далеко не всегда. Ведь если условие о перевозке персонала не прописано в трудовых договорах и фирма не уменьшает налогооблагаемую прибыль, то в такой ситуации ЕСН платить не надо.

Более того, при определенных обстоятельствах перевозка может вообще не расцениваться как услуга, которую фирма оказывает своим сотрудникам, и вот почему. Если у работников нет другой возможности добраться до службы, то такие затраты будут считаться обычными производственными расходами работодателя. В этом случае об экономической выгоде сотрудников говорить не приходится, как и о ЕСН. Также по этой причине у работника нет и дохода, который нужно облагать НДФЛ.

Если же предположить, что фирма, организовав перевозку персонала, тем самым просто решила дополнительно позаботиться о своих сотрудниках (то есть какие-либо «технологические особенности» отсутствуют) и при этом уменьшила облагаемую прибыль на сумму таких затрат, то на стоимость доставки придется начислить соцналог и НДФЛ. Здесь возникает другая проблема: необходимо определить сумму дохода каждого сотрудника. Вместе с тем оплата услуг сторонней организации не зависит от количества перевозимых работников. Учет сотрудников, которые пользуются служебным транспортом, как правило, не ведется. Следовательно, определить сумму выплат за какой-либо период (например, за месяц) в пользу конкретного работника, а соответственно и базу по «зарплатным» налогам, будет практически невозможно. В то же время от споров с налоговой сей факт не спасает. Контролеры настаивают, что бухгалтер обязан вести персонифицированный учет доходов работников, которые пользуются служебным транспортом. Правда, при этом они не поясняют, как это можно сделать на практике. По всей видимости, помочь решить проблему может ежедневное составление списка сотрудников, которые добираются до работы и обратно на бесплатном автобусе. Дело это, как видим, хлопотное. Есть и менее затратный по времени вариант: можно воспользоваться «средним» расчетом дохода сотрудников для целей НДФЛ.

Пример

ООО «Катрит» возит сотрудников до места работы и обратно. Для этого фирма заключила договор с транспортной компанией. Затраты на перевозку работников составляют 23 600 руб. в месяц (в т.ч. НДС – 3 600 руб.). В список сотрудников, которые пользуются бесплатным автобусом, включено 80 человек.

Доставка работников не предусмотрена трудовыми договорами. Производственной необходимости в этом также нет.

ООО «Катрит» решило последовать разъяснениям Минфина. Затраты по «перевозке» персонала в размере 20 000 руб. (23 600 руб. – 3 600 руб.) фирма не учитывает в расходах на оплату труда.

Получается, что такие суммы, потраченные на оплату проезда, не облагаются также ЕСН и пенсионными взносами.

Так как сотрудники могут доехать до работы на общественном транспорте, при проезде за счет работодателя у них возникает доход в натуральной форме в виде услуг по доставке. В их стоимость фирма включает и сумму НДС (3 600 руб.).

При расчете НДФЛ налоговая база каждого сотрудника, который указан в списке, увеличится на 295 руб. (23 600 руб. : 80 чел.).

Стоит отметить, что в арбитражной практике есть примеры, когда фирмам удавалось доказать свое право не начислять «зарплатные» налоги с обезличенной материальной выгоды (см. постановление ФАС Московской области от 28 февраля 2006 г. № КА-А40/558-06).

В заключение хочется сказать, что гораздо меньше проблем возникает у компаний, которые подписывают договор аутсорсинга с кадровым агентством о предоставлении им персонала. Поскольку сотрудники в данном случае не являются «родными», представители Минфина в уже упомянутом нами письме от 4 декабря подчеркивают, что их доставка до места работы и обратно ЕСН не облагается.

Комментарии

ヽ( ゚ ∀ ゚ )ノ
Вот это удача! Да это же отличный шанс стать первым, кто !
    Упс, комментировать могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, .
    6-НДФЛ

    В 2024 года сдавать 6-НДФЛ надо будет по рекомендованной форме

    ФНС опубликовала рекомендуемую форма 6-НДФЛ, порядок ее заполнения, формат и xsd-схему, а также форму справки о доходах физлиц.

    Маркетплейсы заблокировали более 1,7 млн карточек товаров

    Администраторы маркетплейсов начали блокировать контрафактные товары, проверять документы, проводить экспертизы и контрольные закупки.

    Мероприятия

    Актуальные мероприятия для бухгалтеров Добавить мероприятие

    🎄Гид по самым нужным бухгалтеру навыкам в 2024 году

    Топ-5, что нужно бухгалтеру для работы и развития карьеры в новом году.

    Как навести порядок в учете и распределении ресурсов для роста бизнеса в сфере услуг, расскажут на вебинаре от CRM Academy

    Рассмотрим доступный сервис для бизнеса в сфере услуг и его инструменты. Как управлять ресурсами, распределять нагрузку, повысить качество оказания услуг и лояльность клиентов с помощью SberCRM Услуги.

    Как навести порядок в учете и распределении ресурсов для роста бизнеса в сфере услуг, расскажут на вебинаре от CRM Academy

    Костин: доллар будет «плавать» в районе 90 рублей до конца 2023 года

    Глава ВТБ Андрей Костин дал прогноз на курс доллара до конца года в районе 90 рублей. А также отметил, что угрозы дальнейшей девальвации рубля нет, он найдет свой уровень равновесия.

    38

    Почему после имущественного налога сумма на сальдо ЕНС осталась такой же?

    Здравствуйте! Может кто объяснить, почему после имущественного налога Сумма на сальдо ЕНС осталась такой же? Была 205т.р, так и и остались. Хотя по уведомлению оплата налога доллар быть на 97т.р.

    Общество

    🍸 Можно ли угощать клиентов шампанским

    Компания может купить алкоголь в розницу, но его нельзя использовать в целях, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

    Новые видео от экспертов каждый день

    Экспедиторская расписка: понятие, функции и варианты заполнения

    Когда компания не располагает своим грузовым транспортом, а доставлять товары покупателям всё-таки необходимо, они обращаются в транспортную фирму. Чтобы получить услугу экспедитора, нужно заполнить определённый набор документов.

    Экспедиторская расписка: понятие, функции и варианты заполнения

    У блогерских агентств появилась саморегулируемая организация

    В Ассоциацию блогеров и агентств уже входят 46 тысяч агентов и 50 тысяч инфлюенсеров.

    Бухгалтеры

    Мозгонапрягатель и конкурс. Бухгалтер, отвлекись от работы и забери Клерк.Премиум!

    Пятничный мозгонапрягатель для бухгалтеров и не только. Новогоднее чудо уже ждет тебя!

    Мозгонапрягатель и конкурс. Бухгалтер, отвлекись от работы и забери Клерк.Премиум!
    165

    Что делать, если ФНС не возвращает проценты? Возврат процентов на сумму излишне взысканных денежных средств

    Что делать, если налоговый орган не возвращает проценты, установленные ст. 79 НК РФ.

    Иностранные работники: в каких случаях лучше перевести иностранца в статус ВКС и как это сделать 

    Статус высококвалифицированного специалиста является привлекательным как для работодателей, так и для самих иностранных работников. В некоторых случаях перевести визового иностранного сотрудника, работающего по стандартному РНР, в статус ВКС — оказывается очень выгодно. Но нужно знать некоторые особенности такого мероприятия.

    Иностранные работники: в каких случаях лучше перевести иностранца в статус ВКС и как это сделать 

    🎓Вебинар: Бухгалтерское закрытие года в 1С. 11 декабря в 11:00 мск!

    Подготовьтесь к сдаче бухгалтерской отчетности за 2023 год, разберитесь, какие операции нужно сделать в 1С.

    Проблемы с извещением, где посмотреть в чем проблема?

    Добрый день. Прошу помощи🙏 У сотрудника больничный по БиР. Наши действия были такие: запросили листок нетрудоспособности, заполнили часть больничного работодателем, потом в запросе от ФСС заполнили ответ проверки, подтверждения проактивной выплаты страх обеспечения с реквизитами куда перевести деньги, все это отправляли через Такском.

    Силуанов пообещал постепенную отмену валютных ограничений

    Министр финансов Антон Силуанов сообщил, что ограничения на операции по репатриации и продаже валютной выручки будут постепенно отменять.

    73

    Как вести налоговый учет основных средств в 2023-2024?

    Практически каждая компания покупает, арендует или берет в лизинг основные средства. И здесь возникают вопросы о правильности выбора амортизационной группы, начисления амортизации, применения амортизационной премии, правильности учета лизинговых операций и многое другое. Как поставить налоговый учет основных средств и не допускать ошибок разобрали в видео.

    Какой код налогового периода указывать в декларации по НДС?

    Здравствуйте. ИП на ОСНО закрылся в декабре 2023г. Кто-нибудь знает какой код налогового периода указывать в декларации по НДС? Если указывать обычный 24, СБИС не отправляет даже отчет, а если указывать 56, то этот код вроде как для организаций и второе поле с кодом «реорганизация, ликвидация» не активно, то есть ноль (ликвидация) указывать негде.

    Минфин упростит продажу ювелирных изделий перед Новым годом

    Власти разрешат ювелирам проводить инвентаризацию без привязки к 1 января, а в любое удобное время. Это позволит сохранить выручку в период праздничных дней.

    Что делают бухгалтеры в такой ситуации?

    Добрый день! Впервые столкнулась с такой ситуацией. Видимо нашего контрагента проверяет налоговая. И нам прислали требование предоставить договора на основании которых оплачивались счета. У нас его нет. Что делают бухгалтера в такой ситуации?

    УСН

    Проверьте предельный доход за 9 месяцев 2023 года при переходе на УСН

    Компания может перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев года, в котором подается соответствующее уведомление, ее доходы не превысили 112,5 млн руб.