Налоговый кодекс пополнится статьей о добросовестности налогоплательщика
Газета "Время новостей" пишет о том, что налоговые юристы готовы представить в Минфин поправки, вводящие в Налоговый кодекс понятие "презумпции добросовестности".
Об этом говорили на заседании «круглого стола» «Категории добросовестности в налоговом праве» члены Налогового клуба.
Дело в том, что налоговые органы и судьи эксплуатируют такие оценочные понятия, как добросовестность-недобросовестность, однако таки определний в законодательстве нет.
Налоговые юристы считают, что налоговая реформа выродилась в манипуляции со ставками и порядком уплаты налога. Формально разработчики реформы соблюдают указание «снижать налоги», однако на работу по замазыванию белых пятен в налоговой системе, которые порождают «черные схемы» и противозаконные действия фискалов, сил у реформаторов, видимо, не хватает.
В то же время, если ставка налога изменяется на 1--2 процента, по большому счету для предприятия это погоды не делает. Для бизнеса важнее, чтобы правила игры были стабильными. При этом сейчас суды нередко выносят решение, по-своему трактуя термины налогового законодательства. А предприятия расплачиваются штрафными санкциями.
В качестве примера журналисты приводят ситуацию с возмещением НДС при экспорте. Пока налоговики ищут схемы по лжевозмещению НДС страдают практически все экспортеры, претендующие на возмещение НДС из бюджета. Основанием же для отказа в возмещении (и даже поводом для возбуждения уголовного дела) является по большому счету субъективное мнение инспектора. Если налоговый инспектор вдруг решит, что налогоплательщик, вступая в договорные отношения с поставщиками, не проявил достаточной осмотрительности в выборе контрагента, то на основании этой морально-нравственной оценки вступают в силу штрафные санкции. Другой пример: "проблемные" банки. Сегодня эта практика уже не слишком распространена, но до сих пор идут суды, решениями которых с названных недобросовестными налогоплательщиков повторно можно взыскать зависшую в банке сумму налога.
Решить юридическую коллизию с неясными терминами пытался и Конституционный суд (КС), и Высший арбитражный суд (ВАС). ВАС же запутал ситуацию еще больше. По заключению Высшего арбитража, для оценки добросовестности налогоплательщика нужно установить, знал ли этот гражданин, что банк проблемный, спрашивал ли у налогового органа, можно ли платить через этот банк, есть ли у него счета, через которые можно было бы уплатить налог. Апеллировать в такой ситуации к презумпции невиновности налогоплательщика бесполезно, считают практикующие юристы. Поэтому они предлагают ввести, наконец, законодательное определение добросовестности налогоплательщика.
Начать дискуссию