Первичные документы

Расходы по «опоздавшим» документам

Ваша бухгалтерия получила документы от поставщика с опозданием? Вероятнее всего, бухгалтер пересчитает налоговые расходы и составит уточненную декларацию. Причем ему придется проделать это не один раз. Но стоит ли тратить время на эту работу?

Ваша бухгалтерия получила документы от поставщика с опозданием? Вероятнее всего, бухгалтер пересчитает налоговые расходы и составит уточненную декларацию. Причем ему придется проделать это не один раз. Но стоит ли тратить время на эту работу?

Илья Зорин,
налоговый юрист, главный редактор сайта «Налоговый минимум» (www.taxminimum.ru)

Эффективность работы бухгалтерии во многом зависит от того, насколько рационально ее сотрудники расходуют свое время. Например, уточнение деклараций из-за «опоздавших» документов вряд ли можно назвать необходимой работой. Объясним, почему.

Опыт показывает, что обычно самыми многочисленными по составу являются прочие расходы, связанные с производством и реализацией (ст. 264 НК РФ). Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно к этим категориям расходов относится значительное количество документов, которые поступают в бухгалтерию с опозданием. Порядок признания данных расходов определен в Налоговом кодексе (п. 7 ст. 272 НК РФ). В частности, в отдельный перечень в нем выделены следующие расходы (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ):

  • затраты на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги);
  • арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;
  • иные подобные расходы.

Как видите, данная группа довольно обширна и любая организация сталкивается в своей деятельности с этими видами расходов. Поэтому именно о них и будет идти речь. Посмотрим, что же считать датой осуществления указанных расходов. Здесь Налоговый кодекс предлагает нам несколько вариантов (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ):

  • дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
  • дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
  • последний день отчетного (налогового) периода.

К сожалению, при этом Кодекс не поясняет, какими критериями следует руководствоваться для выбора одной из перечисленных дат. Однако это вовсе не означает, что налогоплательщик может произвольно выбрать удобный для себя принцип определения даты расходов, закрепить его в учетной политике и применять.

Условия возникновения расхода

Обратимся к критериям признания расходов в налоговом учете (п. 1 ст. 252 НК РФ). Их четыре, и они общеизвестны: экономическая оправданность; документальная подтвержденность; направленность на получение дохода; оценка в денежной форме.

Перечисленные критерии не являются идеальными. Поэтому возникают многочисленные споры по поводу того, какие затраты и когда следует признавать в налоговом учете. Особенную остроту эта проблема приобретает, если компания применяет метод начисления. Ведь в этом случае расходы признают в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. И неважно, когда они были оплачены (п. 1 ст. 272 НК РФ). Но если документы поступили с опозданием, то как определить, к какому периоду относятся соответствующие расходы?

Очевидно, что при методе начисления расходы в налоговом учете возникают, когда все критерии, перечисленные в статье 252, выполняются впервые. Поэтому можно сделать вывод. Расходы относятся к тому отчетному (налоговому) периоду, в котором впервые выполняются все условия пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса. Исключение из этого правила составляют случаи, специально предусмотренные Налоговым кодексом (п. 2 ст. 318, п. 6 ст. 272, подп. 4–9 п. 7, п. 9–10 ст. 272, ст. 262, ст. 261 НК РФ и т. д.). Например, расходы на освоение природных ресурсов, НИОКР, прямые расходы на производство.

Таким образом, Налоговый кодекс (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ) фактически не предоставляет никакой альтернативы в определении даты признания расходов. В нем лишь перечислены возможные случаи, когда расходы возникают исходя из условий пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса.

Расходы без документов не признаем

Итак, необходимо определить дату, на которую мы признаем конкретные расходы. Чтобы это сделать, не нужно проверять, оправданны ли данные расходы экономически и направлены ли они на получение дохода. Эти критерии нужно оценивать на момент осуществления затрат. То есть тогда, когда мы фактически получили (приняли) товары (работы, услуги, имущественные права). Если в тот момент затраты были экономически оправданны и направлены на получение дохода, то указанные критерии будут считаться выполненными раз и навсегда.

Иначе обстоит дело с двумя оставшимися условиями: документальной подтвержденности и оценки в денежной форме. Так, первичные документы, подтверждающие расходы, компания может получить значительно позже той даты, когда приобрела товары. Но до этого момента она не вправе считать расходы документально подтвержденными.

Аналогичная ситуация возникает и с критерием оценки затрат в денежной форме. Если из поступивших документов нельзя определить размер затрат, то включить их в налоговые расходы компания не вправе.

Таким образом, компания не может признать расходы, пока, во-первых, не получила по ним подтверждающих документов и, во-вторых, не знает их денежную оценку.

Нужна регистрация

Допустим, дату поступления документа, подтверждающего расходы, компания не может подтвердить документально. Тогда при проверке налоговые инспекторы, скорее всего, будут считать, что документ был получен организацией в момент его составления. Поэтому они самостоятельно определят отчетный (налоговый) период, к которому относятся расходы. И, если несвоевременное признание расходов привело к недоимке, привлекут компанию к ответственности. Такая ситуация, например, может возникнуть в случае, если в налоговом периоде, к которому проверяющие отнесут расходы, организация получила убыток.

Пример

Допустим, налоговая инспекция проверяет правильность исчисления и уплаты налога на прибыль за 2004 год. В ходе проверки обнаружены первичные документы, составленные в 2003 году, по которым организация признала в 2004 году расходы на сумму 100 руб. Поскольку у фирмы не было доказательств того, что подтверждающие документы по ним были получены в 2004 году, то налоговая инспекция сделала вывод, что указанные расходы относятся к 2003 году. Следовательно, компания занизила налоговую базу за 2004 год на 100 руб.

Если за 2003 год организация получила убыток в размере 10 руб., то с учетом 100 рублей, перенесенных из расходов 2004 года, он должен был составить 110 руб. Сумма данного убытка может быть перенесена на 2004 год в размере, не большем чем 30 процентов от налоговой базы 2004 года (ст. 283 НК РФ).

Допустим, что по итогам 2004 года налогооблагаемая прибыль составила 50 руб., а с учетом перенесенных на 2003 год расходов – 150 руб. Компания может ее уменьшить на 45 руб. (150 руб. x 30%) за счет перенесения убытка, относящегося к прошлому периоду. В итоге получается, что организация заплатила налог на прибыль за 2004 год исходя из размера налоговой базы – 50 руб. Однако в действительности ее налоговая база должна была составить 105 руб. (150 руб. – 45 руб.). Это привело к недоимке в сумме 13,2 руб. (55 руб. x 24%).

Чтобы избежать подобных неприятностей, документы, подтверждающие расходы, компания должна регистрировать у себя как входящую корреспонденцию. Это позволит достоверно определить дату их поступления. При этом нужно обратить внимание на следующие нюансы. Во-первых, лучше иметь подтверждения от сторонних лиц, что документы компания получила именно на эту дату. Доказательством могут быть почтовые бумаги, документы курьерских и экспедиторских фирм и т. п. Во-вторых, регистрационная запись должна однозначно указывать, кто из ответственных сотрудников компании ее внес.

Например, сотрудник канцелярии, получив документ от почтальона, присваивает ему номер. Затем записывает его в журнал регистрации входящей корреспонденции. Запись должна содержать ФИО внесшего ее сотрудника канцелярии. Кроме того, на самом документе он отмечает выходящий номер и дату поступления. Кстати, конверт, в котором был доставлен документ, тоже может подтвердить дату получения. Ведь на нем, как правило, есть штемпель почтового отделения с указанием даты. На этом конверте сотрудник канцелярии тоже пишет входящий номер поступившего в нем документа. Далее организация сохраняет как первичный документ, так и конверт. Если компания выполняет данные условия, это поможет ей в споре с налоговыми органами. Разумеется, в случае, если он возникнет.

Правила регистрации документов целесообразно закрепить в учетной политике для целей налогообложения. В крайнем случае, в ней нужно хотя бы указать, что поступающие первичные документы регистрируются в порядке, установленном приказом или распоряжением руководителя. Этот документ придется разработать и утвердить.

Также в учетной политике необходимо прописать такой пункт. Расходы считаются документально подтвержденными с того момента, когда по ним поступили первичные документы.

Если компания не регистрирует первичные документы, то расходы по ним следует признать на дату их составления. Иногда это бывает полезно, чтобы признать расходы в более ранние периоды. Однако для этого нужно быть уверенным, что поставщик не подведет и документы поступят в организацию раньше, чем их затребует налоговая инспекция.

Практические ситуации

Представим такую ситуацию. В сентябре 2004 года компания воспользовалась услугами телефонной связи. Счет от 30 сентября 2004 года на их оплату фирма получила 15 ноября 2004 года. Об этом была сделана запись в журнале регистрации входящей корреспонденции. На счете был проставлен входящий номер и дата получения.

В учетной политике организации для целей налогообложения на 2004 год установлено следующее: «Поступающие от контрагентов первичные документы подлежат регистрации как входящая корреспонденция в порядке, установленном распоряжением руководителя организации». Названное распоряжение утверждено и неукоснительно исполняется. Кроме того, учетная политика оговаривает, что расходы считаются документально подтвержденными в момент получения организацией соответствующих документов.

Таким образом, расходы получили документальное подтверждение и денежную оценку только в ноябре 2004 года. До этого момента компания не знала и не могла знать о величине своих затрат на услуги связи, потребленные в сентябре. В данной ситуации указанные расходы организация должна признать в ноябре 2004 года. Уточнять декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2004 года в этом случае не нужно.

Рассмотрим еще один пример. Организация арендует помещение. В соответствии с договором арендная плата составляет 120 000 руб. в год. Помимо арендной платы фирма обязуется возмещать арендодателю расходы на потребленные коммунальные услуги. Расчеты по арендной плате организация производит ежемесячно исходя из 1/12 от годовой суммы арендных платежей. На сумму коммунальных услуг арендодатель выставляет счета ежеквартально, но не позднее 15 числа месяца, следующего за соответствующим кварталом. К счетам он прикладывает копии документов, подтверждающих размер коммунальных расходов.

В учетной политике организации для целей налогообложения зафиксированы те же положения, что и в предыдущей рассмотренной ситуации.

В этом случае включать затраты на аренду в налоговые расходы компания должна в последний день отчетного (налогового) периода. Поскольку именно тогда они получат документальное подтверждение и оценку в денежной форме.

Действительно, размер ежемесячной арендной платы можно точно определить из договора аренды. Первичным учетным документом, на основании которого производятся соответствующие бухгалтерские записи, является бухгалтерская справка. Ее бухгалтер составляет по окончании очередного месяца. Данный документ содержит расчет суммы, которую необходимо уплатить за аренду.

Возмещаемые арендодателю суммы коммунальных платежей следует признать в налоговом учете в том периоде, в котором организация получит счет. Если это произойдет в следующем отчетном (налоговом) периоде, то вносить уточнения в декларацию по налогу на прибыль все равно не потребуется.

Материал предоставлен журналом «Консультант», №23 2004 г.

Начать дискуссию

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Стритфуд — динамично развивающийся сегмент рынка общепита, популярный как у начинающих предпринимателей, так и у опытных рестораторов. Однако и здесь есть свои подводные камни. Разберем 7 главных ошибок, которые допускают владельцы стритфуда, и расскажем, какие из них можно избежать с помощью системы автоматизации кафе Fusion POS.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Реклама

Продлить договор на рекламную конструкцию станет проще

4 мая начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Топ-10 облигаций с высокой доходностью от аналитиков РБК

Снег уже везде растаял, начинают таять и доходности по облигациям на ожиданиях разворота ДКП, которого, кстати, может и не быть в ближайшее время. Для желающих инвестировать в надёжных эмитентов эксперты из РБК предлагают любопытную подборку облигаций с доходностью выше 16%. Посмотрим, что им есть предложить.

Топ-10 облигаций с высокой доходностью от аналитиков РБК
Лучшие спикеры, новый каждый день
Ипотека

Приняты новые условия промышленной ипотеки

Минпромторг обновил на 2024 год ключевые параметры механизма «промышленной ипотеки».

Или пан или пропал! Конституционный суд нашел брешь в законе

Конституционный суд указал законодателю закрыть брешь в законе по вопросу получения профессиональных налоговых вычетов физическим лицом, не зарегистрированным в качестве ИП.

Или пан или пропал! Конституционный суд нашел брешь в законе
3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Платежные системы

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Мошенничество

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Собеседования

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Социальный вычет

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Интересные материалы

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру