Бухгалтерский учет

Требование об уплате налога и сбора

Каждому бухгалтеру известно, что в случае выявления у налогоплательщика недоимки по налогам и сборам, налоговый орган направляет ему требование об уплате налога и сбора Данный документ строго регламентирован законом и является основанием для принудительного взыскания просроченных платежей.

  Каждому бухгалтеру известно, что в случае выявления у налогоплательщика недоимки по налогам и сборам, налоговый орган направляет ему требование об уплате налога и сбора Данный документ строго регламентирован законом и является основанием для принудительного взыскания просроченных платежей. Хотя нарушение правил о содержании требования и порядке его направления не влечет прекращения обязанности по уплате налога, все же ошибки такого рода могут привести к фактической невозможности взыскания платежей налоговым органом.

Общие условия направления требования

Наличие недоимки

При отсутствии недоимки направление требования об уплате налога и сбора недопустимо, в том числе и в случае, когда задолженность бюджета по налогу в предыдущих периодах превышает задолженность налогоплательщика в текущем периоде (Постановление ФАС ЗСО от 19.09.2001 № А 56 - 17301 / 01 ). Если недоимка погашена пусть и позже установленного срока, то требование также не может быть направлено (Постановление ФАС ВВО от 06.06.2002 № А 43 - 6120 / 2001 - 30 - 172 ).

Соблюдение срока направления требования

Требование об уплате налога и сбора может быть направлено в трехмесячный срок после наступления срока уплаты налога либо в течение 10 дней с момента принятия решения по результатам налоговой проверки, если выносится в соответствии с ним (ст. 70 НК РФ). Требование не может быть направлено ранее наступления этих дат, например, даты вынесения решения по результатам проверки (Постановление ФАС ЗСО от 09.08.2002 № Ф 04 / 2372 - 863 /А 45 - 2002 ). В случае если налоговый орган не направил налогоплательщику-предпринимателю требование в порядке, предусмотренном ст. 52 НК РФ, то он не может этого сделать позже в порядке, предусмотренном ст. 70 НК РФ (Постановление ФАС СЗО от 04.06.2002 №А 05 - 623 / 02 - 192 / 12 , от 20.05.2002 № А 05 - 641 / 02 - 34 / 19 и др.).

Надлежащее вручение

Требование об уплате налога должно быть вручено руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю). В случае передачи требования ненадлежащему лицу оно не может считаться врученным надлежащим образом (Постановление ФАС ЗСО от 16.07.2001 № Ф 04 / 2082 - 415 /А 70 - 2001 ). В случае невозможности передачи требования, оно направляется по почте по месту учета налогоплательщика и считается полученным по истечении 6 дней с момента отправки. Как следует из положений абзаца 2 п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г . N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

Содержание требования об уплате налога и сбора

Среди основных положений, которые должны быть указаны в требовании, можно выделить следующие:

Сведения о сумме задолженности по налогу

Здесь имеется в виду только задолженность по платежам, предусмотренным ст. 19 - 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», ст. 13 - 15 НК РФ. Налоговые органы не вправе осуществлять контроль за уплатой не являющихся налогами и сборами платежей, как, например, дополнительных платежей по налогу на прибыль (Постановление ФАС ЗСО от 24.12.2002 по делу № Ф 04 / 4754 - 959 /А 70 - 2002 , Постановление ФАС СЗО от 04.12.2000 по делу №А 26 - 2544 / 00 - 02 - 09 / 135 ).

Недоимка должна соответствовать периоду, по истечении которого направляется требование. В связи с этим недопустимо указывать в требовании недоимку нарастающим итогом, включая суммы задолженности предыдущих периодов (Постановление ФАС ЗСО от 07.08.2002 по делу № Ф 04 / 2735 - 497 /А 03 - 2002 , ФАС УО от 29.07.2002 № Ф 09 - 1541 / 02 -АК).

Сумма, указанная в требовании должна быть реальной задолженностью, то есть является разницей между недоплатой и переплатой и указывается явно. Указание на период, за который возникла недоимка без указания конкретной суммы не может считаться выполнением рассматриваемого положения (Постановление ФАС ДО от 13.12.2001 № Ф 03 -А 16 / 01 - 2 / 2437 ).

Размер пеней, начисленных на момент направления требования

В требовании должна быть указана дата, с которой начисляются пени и ставка пени (Постановление ФАС СЗО от 04.09.2001 № А 05 - 3783 / 01 - 214 / 10 ). Кроме того, неправомерно включать в требование сумму пени, заявленную в предыдущих требованиях об уплате налога и сбора (Постановление ФАС СЗО от 22.05.2001 № А 56 - 25250 / 00 ).

Срок уплаты налога, установленный законодательством о налогах и сборах

Требование должно содержать определенный срок уплаты налога, общие ссылки недопустимы.

Срок исполнения требования

Срок исполнения требования должен быть определен с таким расчетом, чтобы у налогоплательщика существовала реальная возможность исполнить требование. Так, предложение уплатить недоимку в двухдневный срок при направлении требования по почте лишает налогоплательщика добровольно исполнить требование и не может быть признано законным (Постановление ФАС СЗО от 22.05.2001 № А 56 - 25250 / 00 ).

Меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком Подробные данные об основаниях взимания налога Ссылки на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Изменение обязанности по уплате налога

В случае изменения обязанности налогоплательщика (плательщика сбора) после направления требования об уплате налога и сбора, налоговый орган обязан отправить уточненное требование.

Последствия несоответствия требования об уплате налога и сбора закону.

Требование об уплате налога является тем ненормативным актом государственного органа, который может быть обжалован налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом в суд (в соответствии с законодательством РФ). Данный вывод базируется на том, что названный документ подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и содержит властно-обязывающие предписания, которые в силу публичного характера налоговых правоотношений обязательны для лица, его получившего (Постановление ФАС СЗО от 8 февраля 2000 г . N А 56 - 24538 / 99 ).

После истечения срока, указанного в требовании об уплате налога и сбора и при отсутствии добровольного исполнения налоговый орган может в течение 60 дней принять решение о взыскании недоимки за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках или иного имущества налогоплательщика. Можно, не обжаловав само требование, обжаловать решение о принудительном взыскании недоимки.

При пропуске указанного срока ( 60 дней) налоговый орган может взыскать недоимку в судебном порядке в пределах срока исковой давности. В любом случае при отсутствии в требовании указанных в предыдущей части данных оно не является доказательством в суде и не может подтвердить иск о взыскании недоимки (Постановление ФАС СЗО от 04.09.2001 № А 05 - 3783 / 01 - 214 / 10 ).

Евгений Нафтаев,
налоговый юрист Консультационной группы "Баланс"

Начать дискуссию