Клерк.Ру

Отвечает ли налогоплательщик за действия контрагента 4-го звена?

Что сказала ФНС

В рамках выездных и камеральных проверок налоговики усердно проверяют цепочки поставщиков «до пятого колена». И отказы в предоставлении вычетов по НДС с формулировкой «по цепочке поставщиков взаимоотношения не подтверждены, не сформирован источник для возмещения налога контрагентом ООО «Ромашка» (контрагентом 4 звена)» являются уже нормой.

В этой связи письмо ФНС РФ № ЕД-5-9-547/@ от 23.03.2017 вызвало «настороженную радость»: то ли уже и правда радоваться, то ли еще подождать, как это будет воспринято на местах.

ФНС признало, что «в ряде случаев» налоговики перегибают палку.  Сбор доказательственной базы осуществляется налоговыми органами формально. Вместо прямого оспаривания реальности хозяйственной операции инспекторы делают выводы о недостоверности документов только на основе допросов руководителей контрагентов, заявивших о своей непричастности к деятельности организаций, или на результатах почерковедческих экспертиз, что не достаточно для вывода о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

О том, как бесплатно проверить контрагентов, смотрите наш обзор.

Более того, сославшись на позицию ВС РФ, высказанную в Обзоре судебной практики № 1 за 2017, утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017, ФНС отметила, что при отсутствии доказательств подконтрольности спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику на последнего не могут быть (!) возложены негативные последствия недобросовестности контрагентов второго и последующих звеньев цепочки перечисления денежных средств по выпискам банков (см., напр., Определении ВС РФ от 29.11.2016 № 305-КК16-10399 по делу А40-71125/2015, от 06.02.2017 г. № 305-КК16-14921 по делу № А40-120736/2015).

Тщательная проверка «до 5-го колена» будет обоснована, если налоговый орган докажет:

  • наличие фактов юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании  взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику, и/или
  • наличие обстоятельств, свидетельствующих о согласованности действий участников сделки (сделок) и/или нереальности хозяйственных операций.
Таким образом, в основу ставятся доказательства реальности сделки проверяемого налогоплательщика и проявление им должной осмотрительности при выборе контрагента.

При этом ФНС обращает внимание нижестоящих налоговых органов, что  сам по себе факт подписания документов от имени контрагентов лицами, отрицающими их подписание и наличие у них полномочий руководителя, не является безусловным доказательством не проявления налогоплательщиком должной осмотрительности и не может рассматриваться как основание для признания налоговой выгоды необоснованной.

На какие вопросы должны ответить налоговики при проверке и на что может опираться налогоплательщик?

  • Отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота или установленной самим налогоплательщиком практики осуществления выбора контрагентов?
  • Каким образом оценивались условия сделки и их коммерческая привлекательность, деловая репутация, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта?
  • Заключались ли налогоплательщиком сделки преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязательств?

Что говорит о недостаточности мер по проверке контрагента?

  • Отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) двух компаний при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • Отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • Отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента,  местонахождении складских и (или) производственных и (или) торговых площадей;
  • Отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте: отсутствуют реклама в СМИ, рекомендации партнеров или других лиц, сайт контрагента и т.п. При этом будет учитываться наличие доступной информации о других участниках рынка (в том числе производителях) аналогичных товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
  • Отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
  • Отсутствие информации о наличии у контрагента необходимой лицензии, допуска в СРО (если такие документы должны быть).

Какие документы помогут доказать проявление должной осмотрительности?

  • Документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбор контрагента;
  • Источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента);
  • Результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов;
  • Документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.);
  • Деловая переписка.
В заключении ФНС потребовала обеспечить неукоснительное исполнение положений письма нижестоящими налоговыми органами, а на управления возложила контроль за таким исполнением.

Лед тронулся?

По крайней мере, теперь в спорах с налоговыми органами налогоплательщики могут смело ссылаться на прямую позицию ФНС относительно отсутствия источника для возмещения налога контрагентом 4 звена.

Читайте ещё

Мнения
Аватар
Если мой поставщик указал в своей книге продаж отгрузку на меня, значит он не скрыл оборот, не занизил свою базу по налогам в части именно этой (на меня) поставки/отгрузки. Это и есть исчерпывающее доказательство. Другое дело, когда поставщик не указал в своей книге продаж отгрузку на меня - тут действительно можно подозревать сговор лжепоставщика и покупателя.
Если мой поставщик указал в своей книге продаж отгрузку на меня, значит он не скрыл оборот, не занизил свою базу по налогам в части именно этой (на меня) поставки/отгрузки. Это и есть исчерпывающее доказательство. Другое дело, когда поставщик не указал в своей книге продаж отгрузку на меня - тут действительно можно подозревать сговор лжепоставщика и покупателя.

 

Иногда налоговики правы, с электронным ключом на имя номинального директора сдается отчет по НДС, вроде все ровно, но НДС не уплачен в бюджет. Вся проблема в том что, у добросовестных налогоплательщиков  возникает проблема, налоговики вместо того чтобы искать кто действительно "преступник", находят номинального директора( а иногда и без него) обнуляют отчетность и страдает тот кто действительно добросовестный ( с него же есть что взять). Вот в чем проблема.  
Аватар
Иногда налоговики правы, с электронным ключом на имя номинального директора сдается отчет по НДС, вроде все ровно, но НДС не уплачен в бюджет.

 

Так НДС то кто в бюджет не заплатил? Вы или поставщик? А если поставщик кого то убил и его не смогли найти - покупателя сажать за убийство?
Так НДС то кто в бюджет не заплатил? Вы или поставщик? А если поставщик кого то убил и его не смогли найти - покупателя сажать за убийство?

 

примерно такая у них логика.

Аноним, Вы писали:

Иногда налоговики правы, с электронным ключом на имя номинального директора сдается отчет по НДС, вроде все ровно, но НДС не уплачен в бюджет.

 

Так НДС то кто в бюджет не заплатил? Вы или поставщик? А если поставщик кого то убил и его не смогли найти - покупателя сажать за убийство?

 


Аноним, Вы писали:

Иногда налоговики правы, с электронным ключом на имя номинального директора сдается отчет по НДС, вроде все ровно, но НДС не уплачен в бюджет.

 

Так НДС то кто в бюджет не заплатил? Вы или поставщик? А если поставщик кого то убил и его не смогли найти - покупателя сажать за убийство?

 

Альтернатива, Вы писали:

Если мой поставщик указал в своей книге продаж отгрузку на меня, значит он не скрыл оборот, не занизил свою базу по налогам в части именно этой (на меня) поставки/отгрузки. Это и есть исчерпывающее доказательство. Другое дело, когда поставщик не указал в своей книге продаж отгрузку на меня - тут действительно можно подозревать сговор лжепоставщика и покупателя.

 

Иногда налоговики правы, с электронным ключом на имя номинального директора сдается отчет по НДС, вроде все ровно, но НДС не уплачен в бюджет. Вся проблема в том что, у добросовестных налогоплательщиков  возникает проблема, налоговики вместо того чтобы искать кто действительно "преступник", находят номинального директора( а иногда и без него) обнуляют отчетность и страдает тот кто действительно добросовестный ( с него же есть что взять). Вот в чем проблема.  

 Мало того они просят "уполномочку" обнулить ндс,фиг им мы отказываемся и
не только мы.Тогда они начинают угрожать нам,пугать уголовной
ответственностью.

Мало того они просят "уполномочку" обнулить ндс,фиг им мы отказываемся и
не только мы.Тогда они начинают угрожать нам,пугать уголовной
ответственностью.

 

Вы правы такая практика есть в нашем городе две уточненные нулевых было сдано без доверенностей через двух уполномоченных (что их мотивировало не знаю). Потом приходилось восстанавливать НДС сдавая опять уточненки, поражает, что дважды восстанавливали НДС  (пятой уточненной декларацией).

Р.С. Я согласен что ИП возможно совершил мнимые сделки с НДС, но схема работы (обнуление НДС даже без участия ИП) считаю неприемлемой. Главная задача местной налоговой была в том чтобы убрать недоимку, и подмахнуть коллегам из другой налоговой где покупатель стоит на учете. В итоге в российскую отчетность одна и таже сумма НДС фигурирует трижды (1- поработали над недоимкой-орден, 2- отказали в вычете НДС посреднику- медаль, 3 -конечному покупателю тоже отказали а он в итоги оплатил должен оплатить за всю цепочку ему некуда деться (есть имущество и т.п.)-почетная грамота. Вот такие дела.   
Люди которым это нравится