Нужен ли школе Закон Божий?

Помимо статьи 43, непосредственно устанавливающей «право на образование», Конституция РФ содержит еще одну важнейшую для развития законодательства об образовании норму - о гарантиях каждому свободы преподавания (ст. 44).
Нужен ли школе Закон Божий?
На фото Юрий Дмитриев

Помимо статьи 43, непосредственно устанавливающей «право на образование», Конституция РФ содержит еще одну важнейшую для развития законодательства об образовании норму - о гарантиях каждому свободы преподавания (ст.  44).

Нельзя не согласиться с И. Конюховой, это право включает в себя «относительную свободу выбора и использования методик обучения и воспитания,  учебных пособий и материалов,  учебников,  методов  оценки знаний обучающихся. Эта свобода, однако, не абсолютна»1.

Речь идет об ограничениях  допуска к педагогической деятельности для лиц, имеющих не снятую или непогашенную судимость и которым она запрещена приговором суда по медицинским показателям (ст. 53 ч. 2 Закона об образовании),  а также для лиц, которым решением суда запрещена работа в образовательном учреждении (ст.56 ч. 2 того же Закона). Пожалуй, наибольшую свободу преподавания дает семейное образование. Ст. 18 Закона об образовании гласит: «Родители являются первыми педагогами». На мой взгляд, именно этот этап (дошкольного  образования) дает наибольшую возможность для свободы творчества в области образования.

Вместе с  тем  вызывает  возражение  инициатива Президента России Д. Медведева о введении в школах нового предмета – основ религиозной  культуры  и светской этики. Об этом стало известно 21 июля 2009 г.  на встрече Президента России с представителями православной Церкви,  различных течений мусульманства, иудаизма и ламаизма,  а также основных чиновников Администрации и Правительства, которые по должности должны будут курировать проведение эксперимента по  введению  в  средних  школах  18-ти субъектов Федерации нового предмета (конкретный перечень субъектов Федерации на момент встречи не был определен).

Справедливости ради следует отметить, что подобная встреча не стала неожиданностью. Религиозные деятели, особенно иерархи Русской православной церкви, давно уже пытались пробить себе дорогу в школу,  но до недавнего времени  дальше  консультативных встреч с Министром науки и образования А. Фурсенко и договоров с отдельными образовательными учреждениями дело не шло. Теперь же эта работа поставлена на государственную основу.

Причина здесь очевидна:  Церковь,  особенно с приходом  на патриарший престол  митрополита  Кирилла, все  больше  и больше стремится вмешиваться в политическую жизнь общества, преследуя корыстную цель увеличения  числа  прихожан, что автоматически увеличивает ее доходы (официально не учитываемые и не контролируемые государством, и не  облагаемые налогом),  а государство ищет в церкви идеологическую опору в условиях кризиса  духовности, вызванного отказом от марксистско-ленинской идеологии.

Однако ситуация эта гораздо сложнее. Как известно,  Российская Федерация – светское государство. Таких государств  в  мире  не много, в Европе кроме нас – только Франция. И такой тип государства сложился исторически. Русская православная церковь с момента ее образования в IX веке в России была политическим институтом, главной опорой трона и монархии. Даже население многонациональной страны делилось не на нации и народности, а на православных и иноверцев, что создавало правовые и идеологические механизмы для угнетения и дискриминации последних. Так было до февраля 1917 г. – свержения монархии  и провозглашения республики. После победы октябрьской революции большевики  осознавали  реальную  опасность реставрации монархии, опорой для которой внутри страны являлось православное духовенство, в большинстве своем негативно воспринявшее новую власть. Тогда и последовал знаменитый Декрет от 23 января 1918 г.  «Об отделении церкви от государства и школы  от Церкви»2 , подписанный В. Лениным. Формально этот декрет никто не отменял и основные его идеи легли в основу не подлежащих  изменениям  ст.13 и 28 Конституции страны и Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»3.

Теперь вернемся к содержанию инициативы Президента. Она не в полной мере отвечает чаяниям руководства Православной церкви и, видимо, представителей иных конфессий. По мысли Патриарха в школе должен  преподаваться Закон Божий, причем делать это предстояло священнослужителям соответствующего прихода, дабы обеспечить приобщение ребенка к пастве, что называется, «по месту жительства». Видимо, в форме проповедей,  которые по воскресеньям ведет Патриарх на центральном телевидении. А министр образования  предложил введение новой школьной дисциплины «Духовно-нравственное воспитание», которая включала бы три  варианта изложения материала: основы одной религии на выбор; в целом история и культура основных мировых религий; основы этики (видимо, для  учеников,  придерживающихся материалистических убеждений). Преподавание этой дисциплины  предлагается  вести  в  последней четверти  4-го и первой четверти 5-го класса,  причем светскими учителями 4.

Автор отнюдь не против того,  чтобы дать ученикам дополнительные знания. Однако, во-первых, все перечисленное уже входит в объем школьной программы по истории, литературе, обществознанию и другим предметам  гуманитарного цикла. Во-вторых, если увязывать его с преподаванием  религии,  то, судя  по составу участников совещания при Президенте,  из  всего  многочисленного набора конфессиий  нашей страны выпали такие вероучения, как католицизм,  лютеранство,  различные виды язычества, традиционные для народов Крайнего севера и Дальнего Востока, старообрядчество и некоторые другие. Это не только оставляет часть верующего населения без адекватного удовлетворения его духовных запросов, но и противоречит содержанию преамбулы упомянутого Закона о свободе совести, в которой говорится об уважении христианства (а не только православия) и других религий. В-третьих,  предмет вводится как обязательный с выставлением оценок. Таким образом, светские учителя должны будут выставлять ученикам оценки за удовлетворительную, хорошую или отличную веру в Бога. Вряд ли подобный абсурд понравится представителям российских конфессий.  И, наконец, самое главное:  подобная конструкция прямо противоречит ст. 28 Конституции России,  которой гарантируется свобода совести,  то есть личное, индивидуальное право человека ответить на вопрос о существовании Бога, о свободе иметь и выбирать религиозные и иные убеждения, исповедовать индивидуально любую религию и действовать в соответствии с ней.

У нас при проведении очередной реформы принято ссылаться на зарубежный опыт. И в рассматриваемом вопросе нам ближе всего ФРГ. При этом напомним, что это не светское, а клерикальное государство (то есть с доминированием одной веры, но не запрещающее иные взгляды). Основной закон этой страны, недавно отметившей 60-ю годовщину его принятия,  достоин того, чтобы быть процитированным: «Преподавание религии в государственных  школах, за исключением неконфессиональных,  обязательно. Без ущерба для права надзора со стороны  государства  религиозное обучение проводится в соответствии с принципами религиозных общин. Ни один учитель не может быть обязан  против  своей  воли преподавать религию» (ст. 7 ч. 3) 5.  Налицо  принципиально иной  уважительный  подход  к религиозным чувствам обучаемого и учителя и к свободе преподавания. Что же касается светского государства в лице Франции, то для примера последовательности государства в соблюдении Конституции достаточно напомнить недавний запрет ношения хиджаба в публичных местах и учебных заведениях.

В завершение еще два соображения.  Очевидно, государство в мучительных попытках найти новую идеологическую опору в своей деятельности в условиях кризиса пошло по наиболее простому пути – опереться на Церковь в поисках духовно-нравственных начал общественного развития. Но если говорить о ведущей конфессии – Русской православной церкви, то вряд ли ей  под  силу  решение этой задачи. Еще с XVIII века она является частью государственной системы, политической организацией, освящающей все действия власти, довольно костной структурой, пересказывающей библейские истины на малопонятном современному человеку  языке.  Вряд  ли она может выступать в виде носителя культурно-исторических традиций русского, да и других народов России. Скорее в этих целях необходимо обратиться к общемировым ценностям: изучению прав человека, зарубежному (за отсутствием отечественного)  опыту их защиты, к воспитанию в детях гражданского материалистического правосознания,  умения бороться  за  свое  внутреннее  «я», адекватному восприятию окружающего их мира. И если брать основные институты гражданского общества как основу просвещения подрастающего  поколения, почему выбор пал именно на Церковь? Не учить ли детей современному партийному строительству, более углубленному освоению экономических знаний,  информатики,  иностранным языкам?

Второе соображение касается сроков:  предполагается начать эксперимент весной следующего года, то есть 1 апреля 2010 года. Иными словами,  учитывая  начало  учебного года и теоретическую готовность Министерства образования и науки  начать  подготовку учителей с 1 сентября 2009 г., через 7 месяцев. Это очень напоминает очередную «кампанейщину». Может быть, названные  министром затраты в  40  миллионов  рублей  можно  использовать с большей пользой для образования? К сожалению, эта инициатива Президента  была подвергнута лишь незначительной критике 6 и, видимо, будет вскоре реализована.

И в заключение, религиозная принадлежность в известной степени указывает на национальную принадлежность человека. Ст. 26 Конституции  России  устанавливает право человека не определять и не указывать свою  национальную  принадлежность.  Однако предложенная Президентом  реформа нарушает и эту статью Конституции: человека с раннего возраста (9-10 лет) с помощью нового предмета обязательного школьного образования  предполагается приучать к национальной розни и  дискриминации.  К  чему  тогда призывы к борьбе с ксенофобией и развития межнациональной толерантности?  Как в «экспериментальных» субъектах Федерации будет решаться эта проблема?

 Разумеется, к формированию и развитию законодательства об образовании  относится гораздо большее количество конституционных норм. Однако и этот небольшой экскурс показал неоднозначность развития положений Конституции в текущем законодательстве, а особенно в практике его реализации.

1. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий/Отв. ред. Ю.А. Дмитриев. С. 208-209.

2. СУ РСФСР. 1918. N 18. Ст. 263.

3. Собрание законодательства Российской Федерации.  1997. N 39. Ст. 4465.

4. Кузьмин В., Лахутина К. Верой и правом//Российская газета. 2009. 22 июля. N 133(4957). С. 2.

5. Конституции государств Европы/Под ред.  Л.Л. Окунькова. М., Норма, 2001. Т. 1. С. 581.

6. См., напр., Билевская Э., Мельников А. Духовный эксперимент с непредсказуемым результатом//Независимая газета. 2009. 22 июля. N 149(4779).

Как вы считаете, должны ли появиться священники в школе и в армии?

Проголосовали 96 человек

Комментарии

32
  • Зеленая Фея
    Согласна с автором и с первым мнением - что ни убавить, ни прибавить тут нечего. а тому кто ссылается на поверхностность суждений - ну подайте пожалста свои глубокие возражения в студию.с интересом ознакомимся.
    к сожалению, зажравшиеся (уж простите за резкость, но из песни слов не выкинешь - зажравшиеся) представители РПЦ в последнее время все больше лезут туда, где им не место. а еще думаю нужно вспомнить, как церковь в недавнее время замарала себя скандалами с педофильством в их рядах...захотят ли родители доверить своих детей ТАКИМ "преподавателям"?
  • Над. К
     Ну, про ведьм Вы точно загнули. Или плохо знаете нашу историю.
    Насчет педофилии не скажу, свечку не держала. Но за всех православных священников, как Вы, не поручилась бы.  Вот ходоков на сторону,  от семьи, среди батюшек встречала лично. Люди, знаете ли, грешны ;)
  • Над. К
    А слабо историю государства средних веков почитать? Или Вы будете рассказывать, что это все атеисты придумали или враги православия? Типа все христанские церкви в средние веки ведьм жгли, а только наша православная была передовая и ведьм не искала?
    Вы еще скажите, что при крещении Руси христиане никого и пальцем не тронули :)
    А вообще с Вами спорить глупо. Спорить с человеком, глубоко верующим, не интересно. Не Вы меня не переубедите, ни я Вас.
НДФЛ

Выплаты от работодателей в связи с рождением детей предложили полностью освободить НДФЛ, и власти не против

Корпоративные выплаты, связанные с рождением детей, необходимо освободить от НДФЛ, чтобы эти средства в полном объеме доходили до молодых родителей, считает Сергей Шишкарев, основатель группы компаний «Дело».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Должники в России изменили модель поведения перед кредиторами

Переход к сберегательной модели поведения улучшил платежную дисциплину должников. Они отказываются от необязательных расходов и быстрее рассчитываются с долгами.

Как устроен бухгалтерский счет 28 «Брак в производстве»

Сегодня в бухгалтерском ликбезе рассказываю, зачем нужен счет 28 Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и как им пользоваться.

Как устроен бухгалтерский счет 28 «Брак в производстве»
1
Лучшие спикеры, новый каждый день
УСН

До 2 мая ИП на УСН должны заплатить и годовой, и квартальный налог

Очередной срок уплаты налога, 28 число, в этот раз переносится на более позднюю дату, потому что совпадает не только с выходным днем, но и государственным праздником 1 Мая.

Им придется заплатить: кого ждет повышенный транспортный налог в 2024 году

Министерство промышленности и торговли РФ 30 марта 2024 года представило список авто, стоимость которых превышает 10 миллионов рублей. Собственникам данных транспортных средств придется выплатить повышенный транспортный налог.

Должен ли работодатель платить зарплату беременной, если она отказывается от работы

Беременную сотрудницу по медицинским показаниям надо перевести на легкий труд. Но если новая должность ее не устроит, она может от нее отказаться.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
6

ФНС: ошибки бизнеса в платежках снизились в 24 раза

В 2,3 раза уменьшилось количество «технических» налоговых должников — когда у компании одновременно был долг по одному налогу и переплата по другим. В 6 раз стало меньше приостановок операций по счетам. Все благодаря ЕНС.

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5

Как повторно использовать старый контент, если не хватает времени на создание нового

Для продвижения в соцсетях юристу постоянно нужно создавать контент, желательно — уникальный. Однако нехватка времени на ведение социальных сетей не всегда позволяет писать новые экспертные посты. Выход есть: «переупаковать» имеющийся контент.

Wildberries планирует выйти на рынок трех дальних стран

Компания может запустить сервис в Дубае и в других регионах Ближнего Востока, а также в Северной Африке.

Сроки запуска разрешительного режима. Когда начнут проверят код маркировки

С 1 мая 2024 года вступит в силу новый разрешительный режим для молочной продукции и упакованной воды при продаже через кассовые системы.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
3-НДФЛ

👍 Не будет штрафа, если просрочили сдачу 3-НДФЛ из-за технических ограничений

Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

2

Блиновская использовала два десятка ООО и три ИП, чтобы сэкономить 918 миллионов, и потеряла все! Не будь как Елена

Сегодня поговорим о том, как за счет дробления бизнеса Елена Блиновская вывела почти миллиард рублей. И что с этой информацией делать предпринимателям.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥Обзор к утру пятницы: новая одежда для заключенных, сторис на Госуслугах, зарплатные долги достигли минимума

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

В ближайшие дни объявят параметры налоговой амнистии при дроблении бизнеса

К маю будет готов механизм амнистии для бизнеса, который увлекается дроблением.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Стритфуд — динамично развивающийся сегмент рынка общепита, популярный как у начинающих предпринимателей, так и у опытных рестораторов. Однако и здесь есть свои подводные камни. Разберем 7 главных ошибок, которые допускают владельцы стритфуда, и расскажем, какие из них можно избежать с помощью системы автоматизации кафе Fusion POS.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд
Реклама

Продлить договор на рекламную конструкцию станет проще

4 мая начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Топ-10 облигаций с высокой доходностью от аналитиков РБК

Снег уже везде растаял, начинают таять и доходности по облигациям на ожиданиях разворота ДКП, которого, кстати, может и не быть в ближайшее время. Для желающих инвестировать в надёжных эмитентов эксперты из РБК предлагают любопытную подборку облигаций с доходностью выше 16%. Посмотрим, что им есть предложить.

Топ-10 облигаций с высокой доходностью от аналитиков РБК

Интересные материалы

Ипотека

Приняты новые условия промышленной ипотеки

Минпромторг обновил на 2024 год ключевые параметры механизма «промышленной ипотеки».